logo

К нарушениям земельного законодательства относятся:

- самовольное занятие земельного участка;

- неиспользование земельного участка в течение установленного законодательством срока;

- использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель или разрешенным использованием;

-неисполнение обязанности переоформления организациями права постоянного бессрочного пользования земельным участком на право аренды или собственности.

За эти виды нарушений предусмотрена административная ответственность - штраф, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП).

Штрафы за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка

Согласно статьи 7.1 КоАП самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа: на граждан – от 1 до 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 % от кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей

Если не определена кадастровая стоимость земельного участка, указанные  нарушения  влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 10000 до 20000 рублей; на должностных лиц — от 20000 до 50000 рублей; на юридических лиц — от 100000 до 200000 рублей.

Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за указанные правонарушения как юридические лица.

В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Использование земельного участка на праве постоянного бессрочного пользования (неисполнение обязанности по переоформлению)

Статья  7.34 КоАП предусматривает, что использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению права постоянного бессрочного пользования на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 000 до 100 000 рублей.

Использование земельного участка не по целевому назначению

За использование земельного участка не в соответствии с категорией земель или разрешенным использованием установлена ответственность в виде штрафа в следующих размерах (ч. 3 ст. 3.5, ч. 1 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается

Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена

Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена

Граждане

0,5 - 1% от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 руб. и не более 100 000 руб.

10 000 - 20 000 руб.

Должностные лица, в том числе ИП

1 - 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб. и не более 300 000 руб.

20 000 - 50 000 руб.

Организации

1,5 - 2% от кадастровой стоимости, но не менее 100 000 руб. и не более 700 000 руб.

100 000 - 200 000 руб.

Ответственность также установлена за нарушение режима использования земельных участков из земель сельхозназначения, кроме тех земель, на которые распространяется Закон об обороте земель сельхозназначения (ч. 2, 2.1 ст. 8.8 КоАП). К ответственности привлекают в случае, если земельный участок не используется:

  1. в течение трех и более лет для ведения сельхозпроизводства или другой связанной с этим деятельности. В этот период не засчитывается время, когда участок нельзя было использовать в связи с обстоятельствами, которые исключают его использование, например стихийное бедствие. Перечень признаков, по которым устанавливается, что земельный участок не используется, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 №369.

Размер штрафа за это правонарушение составляет (ч. 3 ст. 3.5, ч. 2 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается

Размер штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка

Граждане

0,3 - 0,5%, но не менее 3000 и не более 100 000 руб.

Должностные лица, в том числе ИП

0,5 - 1,5%, но не менее 50000 и не более 300 000 руб.

Организации

2 - 10%, но не менее 200 000 и не более 700 000 руб.

  1. в течение года по целевому назначению после того, как вы приобрели его на публичных торгах. При этом ранее такой участок (ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП):

- был изъят по решению суда в связи с тем, что он не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований законодательства РФ;

- по информации органов земельного надзора не использовался по целевому назначению или использовался с нарушением требований три года и более.

В этом случае размер штрафа составляет (ч.3 ст. 3.5, ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается

Размер штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка

Граждане и ИП

0,1 - 0,3%, но не менее 2000 и не более 100 000 руб.

Организации

1 - 6%, но не менее 100 000 и не более 700 000 руб.

Неиспользование земельного участка для строительства

По общему правилу, если такие участки не используются в течение трех лет в целях, для которых они предоставлены, вас могут оштрафовать (ч. 3 ст. 8.8 КоАП,ст. 284 ГК РФ).

Размер штрафа за данное правонарушение составляет (ч. 3 ст. 3.5, ч. 3 ст. 8.8 КоАП):

Кто привлекается

Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка установлена

Размер штрафа, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена

Граждане

1 - 1,5% от кадастровой стоимости, но не менее 20 000 руб. и не более 100 000 руб.

20 000 - 50 000 руб.

Должностные лица, в том числе ИП

1,5 - 2% от кадастровой стоимости, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб.

50 000 - 100 000 руб.

Организации

3 - 5% от кадастровой стоимости, но не менее 400 000 руб. и не более 700 000 руб.

400 000 - 700 000 руб.

Такая же ответственность предусмотрена за неиспользование земельного участка, предназначенного для садоводства и огородничества (ч. 3 ст. 8.8 КоАП).

Невыполнение предписания или постановления органа или должностного лица, осуществляющего государственный земельный надзор (контроль) в срок

В случае, если юридическое лицо, гражданин, должностное лицо в установленный срок не исполняет постановление, предписание в области земельных правоотношений, то такое неисполнение будет влечь административную ответственность:

-на граждан в размере от 10 000 до 20 000 рублей;

-на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

-на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Повторное в течение года невыполнение предписаний, постановлений федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в установленный срок влечет наложение штрафа:

-на граждан в размере от 30 000 до 50 000 рублей;

-на должностных лиц - от 70 000 до 100 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;

-на юридических лиц - от 200 000 до 300 000 рублей.

Таким образом, напоминаем  гражданам, юридическим лицам об обязанности использования земельных участков в соответствии с законодательством, недопущения правонарушений в области земельных отношений, за которые законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.

Управление рекомендует своевременно оформлять права на земельные участки. Можно подать заявления и необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги»,  подать документы в ближайший МФЦ, а перечень офисов МФЦ можно узнать по ссылке http://gogov.ru/tva/mfc. Перечень необходимых документов можно узнать на сайте Росреестра или у консультанта в офисе МФЦ.

Кыргыс А-Х.Б., заместитель  главного государственного  инспектора

по  Дзун-Хемчикскому, Сут-Хольскому районам  по использованию

и  охране земель, ведущий специалист-эксперт

 Западного отдела Управления Росреестра по Республике 

Президент России Владимир Путин поздравил сотрудников Росреестра с 10-летием создания федеральной службы, отметив всю серьезность и масштабность работы ведомства. Росреестр зарекомендовал себя как авторитетное ведомство, говорится в  поздравлении, опубликованном на сайте Кремля.

Президент РФ среди прочих достижений отдельно отметил ту масштабную работу, которую провели в ведомстве над созданием единого государственного реестра недвижимости, содержащего в своей базе огромный массив информации - свыше 300 млн записей с данными обо всем недвижимом имуществе, состоящем на учете в стране.

По информации Росреестра

Управление Росреестра по Республике Тыва (далее - Управление) обращает внимание жителей республики на возможность дополнительной защиты своих прав на недвижимость. Для этого каждый владелец недвижимого имущества может обратиться в Управление с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия правообладателя.

Заявление можно подать в электронном виде в личном кабинете на сайте Росреестра (www.rosreestr.ru) или при личном обращении в любой пункт приема документов «Мои документы» ГАУ МФЦ РТ. Заявления принимаются на безвозмездной основе. При подаче заявления в МФЦ необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При поступлении такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) вносится соответствующая запись. В случае поступления на государственную регистрацию заявлений, договоров, подписанных иным лицом, в том числе представителем собственника, действующим по доверенности, наличие такого заявления является основанием для возврата документов без рассмотрения.

     Мера направлена на защиту прав собственников, в частности на предупреждение мошеннических операций с недвижимостью, заключаемых посредниками, которые действуют по доверенности.

     Существует три способа подачи заявления, устанавливающего невозможность государственной регистрации права без личного участия собственника:

1) при личном обращении правообладателя в офисы МФЦ;

2) посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении;

3) в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, с использованием Интернета, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или официального сайта Росреестра.

Для подачи заявления о государственной регистрации прав в электронном виде необходимо воспользоваться электронным сервисом «Подать заявление на государственную регистрацию прав» на сайте Росреестра www.rosreestr.ru.

В рамках данного сервиса заявитель имеет возможность сформировать обращение, необходимое для предоставления услуги, при этом следует пошагово заполнить поля сервиса: указать цель обращения, заполнить данные об объекте недвижимости, о правообладателе, указать сведения о заявителе, загрузить документы, предоставляемые на государственную регистрацию прав (в том числе, нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя), подписать сформированное заявление и пакет документов электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). ЭЦП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре, список которых размещен на официальном сайте Росреестра. В Туве одним из удостоверяющих центров является филиал Кадастровой палаты Росреестра (г. Кызыл, ул. Горная, д. 104а).

Если же, собственник неожиданно для себя обнаружил, что квартира больше ему не принадлежит, то он должен обратиться с заявлением о возражении в отношении зарегистрированного права на недвижимость, которую он никому не продавал.

Возражение будет действовать три месяца, в течение которых владельцу помещения необходимо оспорить сделку купли-продажи, проведенную мошенниками, и предоставить соответствующие бумаги в регистрирующий орган.

       К сведению, в 2018 году Управлением в ЕГРН внесено 20 записей о невозможности сделок с недвижимостью без личного участия правообладателя и 1 запись о возражении в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости.

Монгуш Л.С., специалист-эксперт

отдела государственной

регистрации недвижимости

Управления Росреестра по Республике Тыва

В связи с использованием широким кругом потребителей при выполнении ими геодезических работ информации со спутниковых дифференциальных геодезических станций (далее - СДГС), а также одиночных базовых станций (далее - БС), Управление Росреестра по Республике Тыва (далее - Управление) информирует о правовом регулировании создания и ввода в эксплуатацию сетей СДГС и БС. 

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 30.12.2015г. № 431-ФЗ          «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон) определен порядок создания и введения в эксплуатацию сетей СДГС. Законом установлено, что использование сетей СДГС допускается после передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в Федеральный фонд пространственных данных. Информация, получаемая с применением СДГС, может использоваться, в том числе при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, и иной деятельности. Поэтому использование субъектами геодезической и картографической деятельности сетей СДГС, сведения о которых отсутствуют в фонде, является нарушением требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам.

На основании изложенного, Управление сообщает, что в случае допущения нарушений при создании СДГС и БС (к примеру лица, выполняющие работы по созданию СДГС без наличия лицензии геодезической и картографической деятельности (далее - лицензия) или  лица, имеющие лицензию, но без наличия технического проекта, технического отчета), лица должны нести административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ и ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, а так же осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Во избежание административной ответственности Управление предлагает правообладателям сетей СДГС и БС зарегистрировать сети и станции в соответствии с требованиями Закона. Для сетей СДГС и БС созданных до 01.01.2017г. признается достаточным передача в Федеральный фонд пространственных данных отчета о создании такой сети и каталога (списка) координат пунктов такой сети.

Имеющуюся информацию о наличии на территории Республики Тыва СДГС и БС просим направлять на адрес электронной почты Управления: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Управлением Росреестра по Республике Тыва (далее - Управление) с 1 января 2018 года при осуществлении государственного земельного надзора в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется риск - ориентированный подход. 

Применение такого подхода в надзорной деятельности означает снижение количества государственных проверок на земельных участках, где наличие риска нарушений обязательных требований земельного законодательства меньше, что позволит снизить административную нагрузку на добросовестных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отнесение земельных участков к определенной категории риска осуществляется Управлением на основании критериев отнесения используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска.

Категории риска утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.01.2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» и делятся на три следующие категории: средняя, умеренная и низкая.

1. К категории среднего риска относятся:

а) земельные участки, предназначенные для захоронения и размещения твердых бытовых отходов, размещения кладбищ, и примыкающие к ним земельные участки;

б) земельные участки, предназначенные для гаражного и (или) жилищного строительства.

2. К категории умеренного риска относятся земельные участки:

а) граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, а также земель запаса;

б) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

в) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;

г) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов.

3. К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.

Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц Управления, осуществляющих государственный земельный надзор, одновременно по должности являющихся главными государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране земель и их заместителями.

При отсутствии решения об отнесении земельного участка к определенной категории риска такой земельный участок считается отнесенным к категории низкого риска.

При наличии критериев, позволяющих отнести земельный участок к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие земельный участок к более высокой категории риска.

При отнесении земельных участков, используемых юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, к категориям риска используются в том числе сведения:

- из Единого государственного реестра недвижимости:

- о местоположении границ земельных участков (координат характерных точек таких границ);

- о категории земель и виде разрешенного использования земельных участков;

- о зарегистрированных правах на земельные участки;

- об использовании земельных участков, получаемые при проведении административных обследований объектов земельных отношений.

Информацию о присвоенных, используемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении земельных участков к определенным категориям риска, можно узнать в Управлении. По запросу такая информация предоставляется в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель также вправе подать в Управление заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска в порядке, установленном Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При применении категорий риска проведение плановых проверок использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями земельных участков осуществляется со следующей периодичностью:

- для земельных участков, отнесенных к категории среднего риска, - не чаще чем один раз в 3 года;

- для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, - не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Срок проведения плановых проверок использования юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска, не должен превышать 17 рабочих дней, среднего риска не должен превышать 20 рабочих дней.

  Применение Управлением риск - ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Салчак Ч.В., специалист – эксперт отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии, землеустройства, мониторинга земель и кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Республике Тыва

auction

Разработано совместно с Ext-Joom.com

gov rt

min econom

calc comm

calc ener

eiac

gos uslugi 242x400

pravo gov

 

Search